Суббота, 20.04.2024
занятия по вязанию и вышиванию
Форма входа
Меню сайта
О цвете
При подборе ниток для вышивания (вязания) необходимо учитывать сочетание цветов, знать, как они влияют друг на друга. За основу определения цветовых тонов и правильного сочетания цветов берется цветовой спектр. Если луч солнца пропустить через стеклянную призму, то получится цветовая полоса — спектр. В природе мы часто наблюдаем сочетание красок в радуге, в капле росы, при прохождении луча солнца через каплю воды, как через призму.
Спектр состоит из семи цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового. Каждый цвет отделен от другого целой гаммой промежуточных цветов. Цвета спектра — красный, желтый и синий являются основными. Остальные можно получить при смешении двух основных цветов. Так, если смешать красный с желтым, то получится оранжевый цвет, синий с желтым — зеленый, красный с синим — фиолетовый (см. цветную таблицу 3).
Можно смешивать не только основные цвета, но и цвета, расположенные один против другого в цветовом круге. И если в результате смешения получится светлосерый цвет, то такие цвета называют дополнительными. К ним относятся: красный—зеленый, желтый—фиолетовый, синий—оранжевый. Все цвета делятся на хроматические и ахроматические (по-гречески ♦хрома» — цвет, «а» — отрицание).
К группе хроматических цветов относятся цвета спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый и их промежуточные цвета. К ахроматическим цветам относятся белый, серый, черный и все их промежуточные оттенки.
Хроматические цвета характеризуются цветовым тоном (собственно цветом), насыщенностью цвета (густотой) и светлотой (яркостью).
Ахроматические цвета определяются только светлотой, т. е. относительной близостью данного цвета к белому.
Хроматические цвета принято делить на теплые и холодные. Они расположены по разные стороны цветового круга. Теплые цвета передают чувство теплоты, напоминают цвет солнца. Эти цвета наиболее яркие. К ним относятся : красный, красно-желтый (оранжевый), желтый, желтовато-зеленый и все желтые тона. Зрительно они выступают на первый план. К холодным относятся синие, зеленые, фиолетовые тона. Зрительно они остаются на втором плане. Самый теплый цвет — красный, самый холодный — синий.
Белый, серый и черный цвета называют нейтральными.
Искусству подбора цветов нужно учиться, наблюдая природу, на образцах народной вышивки (см. цветную таблицу 4).
Чистые цвета спектра в природе встречаются редко; так, зеленый обычно имеет сероватый, коричневатый оттенки, красный — коричневатый. Сероватые, коричневатые тона придают сочетаниям красок спокойный, приятный тон.
Наиболее контрастные сочетания дают дополнительные цвета (зеленый с красным, желтый с фиолетовым). Но если между ними поместить нейтральный серый цвет, то сочетание потеряет свою резкость, будет приятнее смотреться.
В рукоделии также не рекомендуется пользоваться только чистыми цветами спектра. Лучше использовать полутона, промежуточные оттенки цветов. Такие сочетания более мягки, спокойны, лучше смотрятся.
С яркими цветами хорошо сочетаются серые и коричневые цвета и их оттенки, а также белый и черный цвета. Например, синий хорошо сочетается с белым, черным, серым. Правда, это немного холодное сочетание,но спокойное. А если добавить третий цвет — коричневый, получится более мягкая гамма.
Наиболее легкое и спокойное сочетание — это сочетание в пределах оттенков одного цвета, например бледно-голубой—голубой—густо-голубой—синий.
В сочетаниях одни цвета дополняют друг друга и их цвет оживает, а другие теряют значительную часть своего тона. Так, красный цвет рядом с синим выглядит ярко-красным, а синий рядом с желтым значительно ярче, чем желтый. Если поставить рядом красный и желтый цвета, то красный потеряет яркость и приобретет желтый оттенок, Также синий теряет свою силу и красоту рядом с зеленым цветом. Красный цвет на белом фоне становится темнее, а если переставить красный на черную основу, он делается ярче.
Сочетание красок необходимо изучать многократными упражнениями акварелью, гуашью на разной по цвету основе и только после этого приступать к вышивке на ткани.
Материалы и инструменты
Для вышивания требуются следующие материалы: ткань, нитки и инструменты: набор игл, ножницы, наперсток, пяльцы разной величины, проколка, линейка и сантиметр.
Ткань.
Материал выбирают в зависимости от назначения изделия, например скатерти вышивают на более прочных тканях— на суровом или льняном полотне. Для салфеток пригодны все хлопчатобумажные, льняные, шелковые, шерстяные, штапельные ткани. Но чаще всего используют льняное или суровое полотно. Нити его хорошо видны, а серый и белый цвет — наиболее подходящий фон для вышивки.
Нитки.
При вышивании употребляют различные нитки — ирис, мулине, льняные, штапельные, шелковые и т. д. — в зависимости от вида вышивки, от материи и от рисунка.
Нитки во всех случаях лучше выбирать мягкие, не сильного кручения и блестящие. Для цветной вышивки подходит бумажное и штапельное мулине, ирис, шелк. Часто стираемые изделия лучше вышивать хлопчатобумажными и льняными нитками (ирис, мулине), так как шелковые нитки темнеют от воды и от кипячения.
Цветные вышивальные нитки до употребления проверяют на прочность красок. Если возникает сомнение, тогда моток ниток опускают в горячую воду. Если нитки будут линять, то их нужно прокипятить с добавлением уксусной кислоты (1 столовая ложка на стакан воды) в течение 5 минут, а затем прополаскивать до тех пор, пока вода не станет прозрачной.
Мотки ниток рекомендуется заплетать в косичку. Моток ниток разрезают, где узелок, один держит разрезанные нитки, а другой делит нитки в середине на три равные части и начинает плести с центра, затем один конец перетягивают через плетение в середине. Концы на 15 см оставляют открытыми. Нитки для работы вытаскивают по одной из средней части косички.
Вышивальные иглы должны быть хорошо отшлифованы. Для тонкой белой вышивки употребляют тонкие стальные иглы средней длины с круглым ушком. Для вышивки на более плотных тканях также выбирают тонкие иглы, но с длинным, большим ушком, так как в этом случае используют более толстые нитки. При вышивании ковровых поверхностей на канве или специальной вышивальной ткани иглы берут потолще, с длинным ушком и тупым концом.
Ножницы употребляют стальные, с острыми концами. В работе нужны ножницы как с прямыми, так и с загнутыми концами.
Проколка — это шило конусообразной формы, сделанное из дерева, металла или пластмассы, длиной 10 см. Конец ее должен быть достаточно острым, чтобы можно было проколоть ткань.
Пяльцы. Многие вышивки делают в пяльцах для облегчения работы. Пяльцы бывают круглые и прямоугольные, с зажимами, раздвижные. Чаще всего пользуются круглыми деревянными пяльцами диаметром 20—25 см, состоящими из двух колец, входящих одно в другое. Для мелких работ удобны небольшие пластмассовые пяльцы с зажимами.
Перевод рисунка на ткань. Прежде чем начать вышивание, необходимо перевести рисунок на материю. Существует много способов перенесения рисунков на ткань. Наиболее распространенный — через копировальную бумагу.
Узор предварительно переснимают с оригинала на тонкую бумагу — кальку, пергамент, папиросную. Ткань проглаживают и размещают на ровной поверхности, затем на нее кладут снятый узор, закрепляют и под узор помещают лист копировальной бумаги глянцевитой стороной вниз. Контур узора обводят без нажима простым остро отточенным карандашом.

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz